Еще пять лет назад в Петербурге было зарегистрировано 46 банков, а на сегодня — только 25.

Зачистка банковского сектора Санкт-Петербурга началась после ухода на пенсию Надежды Алексеевны Савинской, пришедшей в систему Госбанка СССР еще при Брежневе, которую боялась вся команда Эльвиры Сахипзадовны Набиуллиной.

Половина из оставшихся петербуржских банков не может справиться с падением собственного капитала. С начала года их общие потери превысили 2,2 млрд рублей, или 11% совокупного капитала. У отдельных игроков за 8 месяцев 2019 года объем падения превысил 20%.

Утрата банком собственного капитала приводит к отзыву лицензии. Так, у Прайм Финанс Банка в течение года до отзыва лицензии летом этого года собственный капитал показал снижение на 30%, у МБСП (лицензия отозвана в конце 2018) — на 42%.

Согласно отчетности, с января по август текущего года отмечается снижение капитала у Невского банка (–27%), ЭКСИ–Банка (–24%), банков Викинг (–23%), Александровский (–12%), СИАБ (–8%), Севзапинвестпромбанк (–8%) и Витабанк (–7%).

Заметно и снижение активов у Невского банка (-8%), ЭКСИ–Банка (-4%), Викинга (-9%). При этом ЦБ РФ рапортует об общем росте активов местных банков с начала года на 4,4%.

Маленькие банки отрезаны от госфинансирования, им сложно проходить проверки и выполнять жесткие требованиями по резервам, им не хватает ресурсов для покупки технологий.

С октября этого года сииуация усугубилась из-за ужесточения правил выдачи розничных кредитов, и банки недополучат запланированную прибыль.

Общая ситуация в банковском секторе демонстрируют хороший запас капитала у крупнейших банков для покрытия непредвиденных убытков и падения капитала.

Падение капитала мелких банков — признак скорого банкротства, связанный с возникновением дефицита ликвидности, и темп падения говорит о том, что в ближайшее время ряд петербургских игроков могут окончательно уйти с банковского рынка.