Начинаем новую рубрику о состоянии экологии в регионах. Сегодня Крым!

Кто-то еще думает, что если и есть рай на земле — то он в Крыму? Море, солнце, горы и чистый воздух действительно способны творить чудеса — но не все это, к сожалению, про Крым.
Да, ситуация с экологией и защитой окружающей среды в Крыму отличается от «средней по больнице» — это именно тот случай, когда у отдельно взятого больного под 40, когда у остальных стабильные 38,5. Часть проблем тянется из прошлого века, но некоторые пришли на полуостров после памятных событий 2014-го — перестройка, по традиции, идет тяжело, а местами эти пробуксовки оказываются подозрительно похожи на настоящую диверсию.
В общем, если федералы быстро не возьмут ситуацию под контроль (местные на это в принципе не способны) — то грянет катастрофа. Уже сейчас исчезают десятки уникальных природных объектов полуострова, варварски уничтожаются ландшафты, вырубаются рощи, а море превращается в сточную яму.
Более того, экокатастрофа из-за крымских деятелей грозит всему Черному морю, в котором происходят необратимые изменения из-за уничтожения Бакальской косы ради добычи песка.
Глава Крыма Сергей Аксенов уже переложил непростое решение на плечи министра Дмитрия Кобылкина. Кто-то должен убедить Роснедра отозвать лицензию у «Экоюжгеоразведки» — а ее, на минуточку, хозяевам фирмы выдал лично бывший премьер Медведев.
Море
Минувшим летом вести из Крыма напоминали сводки из зоны для сталкеров — недели не проходило, чтобы в море не была обнаружена опасная дрянь.
В августе близ Севастополя нашли холеру, тогда же неведомый мутный поток забил в море около мыса Фиолент, в июле в Судаке напротив пляжа образовалось пятно фекалий, в Коктебеле прямо на пляже среди зонтиков отдыхающих туристов забил фонтан этой же субстанции. Власти далеко не всегда закрывали пляжи для посещения из-за таких конфузов — часть происшествий стала известна уже после того, как заболевшие туристы выписались и вернулись домой.
Да, по ФЦП в Крыму проводят реконструкцию очистных и систем канализации, это касается Симферополя, Евпатории, Саки, Джанкоя и Феодосии.
По-хорошему перекладывать надо все сети на всем полуострове — потому что советские трубы пришли в негодность, да они и не были рассчитаны на такое количество гостиниц, отелей, домов отдыха, кафе и прочих забегаловок.
В 2019 году на нацпроекты Республике было выделено из федерального бюджета больше 9 млрд рублей, а в целом за пять лет Москва перечислила только по целевым программ больше 800 млрд. Учитывая, что полуостров делает ставку на доходы от туризма, можно было за эти годы и разобраться с самой вонючей проблемой. Кстати, на заметку туристам: в сельских территориях канализации нет вообще — все идет в выгребные ямы, которые тоже надо чистить. Делают это в основном частники, но по закону они не могут сливать это все в муниципальные КОС. Угадайте, куда отправляются тонны фекалий?..
Но это еще цветочки.
Все помнят ЧП в Армянске, когда из-за пересохшего шламохранилища завода «Титан» из города пришлось экстренно эвакуировать всех детей?
Вторая по напряженности подобная точка находится в Керчи. Это хвостохранилище ликвидируемого «Камыш-Бурунскского железорудного комбината». Там десятилетия копились отходы производства — мышьяк, фосфор и хром.
От моря это ядовитое озеро отделяет дамба и обводной канал. С момента банкротства ликвидатор предприятия чтобы рассчитаться с долгами стал раскапывать дамбу и вывозить песок — стройматериалы в Крыму сейчас очень востребованный товар, одна трасса «Таврида» поглощает тысячи кубометров.
Кто покупает ядовитый песок и на каких стройках он используется неизвестно: может, мышьяк теперь в «Тавриде», а может — в зданиях детсадов и поликлиник.
После вывоза оттуда более миллиона тонн песка дамба истончилась, и ядовитое озеро грозит хлынуть в море. Туда уже течет обводной канал, который также насыщен ядами — в последний раз этот факт был зафиксирован в ноябре 2019 года. Песок из дамбы АО «КБ ЖРК» добывать запрещено. Но добыча не прекращается.